Выступление отца Антония Ильина, секретаря
отдела внешних церковных связей МП РПЦ
Дорогие братья и сестры!
Позвольте мне поприветствовать от имени
священноначалия Русской Православной
Церкви всех собравшихся в этом зале:
делегатов съезда и лидеров движения
«Евразия».
Регистрация партии «Евразия», на самом
деле, решение глубоко органичное.
Тот огромный философский и исторический
потенциал, который евразийская идеология к
сегодняшнему дню имеет, несомненно, должен был в
какой-то момент воплотиться в конкретные
структурные формы, для того, чтобы идея стала
реальной программой к действию.
Отношение Русской Православной Церкви к
политическим партиям всем хорошо известно: мы
открыты к диалогу и сотрудничеству со всеми
людьми доброй воли, со всеми политическими
партиями и движениями, не отождествляя и не
противопоставляя себя кому-то конкретно.
Люди, исповедующие Православие, могут
реализовывать различные политические выборы и
принадлежать к совершенно разным партиям и
движениям.
Приветствуя сегодня создание партии
«Евразия», я хочу еще раз подчеркнуть, что
Русская Православная Церковь не отождествляет
себя ни с одной политической платформой, но
открыта к деятельному соработничеству со всеми
здравыми силами нашего общества.
Говоря о евразийстве, нельзя не отметить, что
евразийская идеология, безусловно, укоренена в
православной традиции. Евразийство является
выражением православной национальной
патриотической мысли, и насчитывает уже
практически столетие своего существования. А
если считать предтечами этой идеологии
философов-славянофилов, то получается гораздо
больший временной период.
Мне хотелось бы, находясь в этом зале
(фактически под сенью куполов Свято-Даниловского
монастыря), сказать следующую дерзновенную
фразу. Истоки евразийства находятся очень
глубоко, поскольку духовным предтечей
евразийства можно считать и Святого
благоверного Александра Невского. Он еще в
XIII веке сделал тот геополитический выбор,
который был понят далеко не всеми его
современниками и принят далеко не всеми его
потомками. Александр Невский тогда действовал в
условиях конфликта (как говорят сейчас) двух
цивилизационных проектов, и им был сделан выбор в
пользу союза леса и степи, в пользу союза Руси и
Орды.
Другой тогдашней альтернативой был союз и
поддержка Запада, за которым, на самом деле,
стояла идеологическая и цивилизационная
экспансия. Все было во многом так же, как и
сегодня...
Благоверный Князь Александр Невский
предпочел внутреннюю свободу, внешнему
принуждению и зависимости. Как мы можем видеть
спустя уже века, что в то время, когда московская
Русь достигала своего расцвета, этот выбор был
исторически провиденциальным.
Мы находимся сейчас рядом со стенами
Свято-Даниловского монастыря. Князь Даниил
Московский, как мы знаем, был внуком
Александра Невского и продолжал эту идею
строительства евразийского центра, тогда еще в
маленьком и мало кому известном городе Москва.
Спустя века, вспоминая слова о том, что
«Москва это Третий Рим и четвертому не
быть», становится видно, что вся идеология
Московской Руси как Святой Руси, по сути,
является евразийской идеологией. И на самом
деле не так уж много меняется с течением веков:
меняются внешние формы, но основное
противостояние остается тем же самым.
На одном полюсе традиционное сообщество, на
другом полюсе то, что сегодня облекается в форму
глобального мондиалистского либерального
проекта, претендующего на то, чтобы быть
эсхатологическим свершением всей человеческой
истории.
Сегодня много раз звучали слова
«традиционная религия», «традиция»…За
ними стоит очень важная духовная и
цивилизационная реальность.
Действительно, народы нашей страны, будь то
великороссы, будь то тюркские народы, являются
носителями традиционных ценностей, являются
традиционными сообществами, ориентированными не
на материальное преуспеяние, а на вертикальные
ценности. Ведь отношение с Богом, глубинное
восприятие сакральных архетипов своей
цивилизации конструирует и все отношения в
социуме и традиционном сообществе.
Когда сегодня говорят о правах человека, порой
полностью забывают о правах на защиту духовной и
культурной идентичности традиционных сообществ.
С этой точки зрения, евразийский проект является,
конечно, выражением такой глубинной потребности
традиционных сообществ Евразии на сохранение
идентичности.
Сегодня часто говорят о многополярном мире, и
это стало уже довольно типичной
внешнеполитической риторикой. Однако, мы
прекрасно понимаем, что подлинную
многополярность с подлинным полюсом и центром
Евразия реализует только тогда, когда будет
цивилизационным центром. Лишь тогда, когда мы
осознаем себя носителями традиционных
ценностей.
Я думаю, что потенциал партии «Евразия»
этому очень соответствует. В общепартийных
документах, в идеологии партии «Евразия», на
самом деле, есть много параллелей с основами
социальной концепции Русской Православной
Церкви: и в отношении проблем глобализации и
глобализма, и в отношении СМИ, и по проблемам
труда и собственности.
Я думаю, что это не случайно. В сердцах многих
православных верующих мирян эти идеи найдут свой
отклик, и они, вместе с нашими братьями из других
традиционных религий, будут совместно работать в
осуществлении этого евразийского проекта.
По многим направлениям и культурным программам
мы Русская Православная Церковь готова
сотрудничать с партией «Евразия». И это
сотрудничество во многих направлениям и разных
формах уже осуществляется и будет далее
продолжать осуществляться.
Мне хочется еще раз пожелать успеха работе
Съезда и помощи Божьей и выразить надежду, что,
действительно, в ближайшем будущем партия
«Евразия» займет достойное место в
политической жизни нашей страны.
Благодарю.
|