Путь к Единоверию
27 октября 2000 года (по ст.ст.)
исполнилось 200 лет со дня знаменательного для
судеб Русской Церкви официального подписания императором
Павлом I указа о единоверии.
На пресс-конференции, посвященной
знаменательному юбилею, проходившей в музее
Достоевского, участники познакомились с
историей возникновения единоверия, его
современным состоянием, его подвижниками, а
также с отдельными проблемами сохранения и
распространения древнего православного
дониконианского церковно-богослужебного чина.
Однако «ошибочно полагать, что именно
с этой даты начинается история единоверия, —
начал свое выступление о.Петр Чубаров,
настоятель единоверческой общины
Санкт-Петербурга. Стихийное стремление к
воссоединению Церкви отмечается фактически
сразу после раскола Русской Церкви на староверов
и сторонников церковной реформы. Известен факт,
что один из лидеров раннего раскола, старец
Григорий Неронов, возвратился в лоно
Православной Церкви. Между патриархом
Никоном и старцем Григорием было
достигнуто соглашение, по которому ему было
разрешено служить по старому чину, по старым
книгам. Нельзя, конечно, сказать, что с этого
началось единоверие, но сам факт примирение
лидеров двух направлений(...) предвещал и более
мощные события в России. У простого люда всегда
было стремление к преодолению раскола, простые
люди всегда понимали, что разделение русских
верующих людей по обрядовому принципу явление
недоброе, явление, разрушающее единое тело
Русской Православной Церкви и русской
государственности.
Недаром отдельные мыслители считали,
что одна из причин революции 1917-го года заложена
в событиях середины XVII века. Мы иногда об этом
умалчиваем, а ведь на самом деле в России была
гражданская война на религиозной почве (к
примеру, восьмилетняя осада Соловецкого
монастыря; создание так называемой
старообрядческой республики на Дону, долго
просуществовавшей, история которой знает
довольно интенсивные военные действия между
официальными войсками и казачьим ополчением и
т.д.)
Другим примером такого стихийного
стремления к воссоединению с Церковью являлось
то, что во многих периферийных приходах люди
соблюдали и старый, и новый обряд. Типичными были
случаи, когда люди принимали православных
архиереев, приобщались к Таинствам церковным, но
сохраняли двоеперстие, в домашней молитве
держались старых книг и т.п. Указ 1722 года,
призывавший священников и архиереев бороться с
явлениями старых традиций в православных
приходах, косвенно указывает на это. То есть и в
XVIII веке идея единоверия, идея единения Церкви
при разности обрядовых традиций, была близка
русскому духу.
Совершенно феноменальное явление —
это, конечно, терское казачество, в течение XVII-XVIII
веков сохранявшее древние дониконовские
богослужебные традиции. Между ними, правящей
Церковью и правительством был заключен договор,
по которому терские казаки принимали власть
местного архиерея, верно служили российской
монархии, но их внутренняя, церковная жизнь была
старообрядческой. У них было право выбирать
священство из своей среды и не принимать
священство, которое служило по новому чину. Так
они благополучно дожили почти до официального
утверждения единоверия, находясь в фактическом
единстве с Русской Православной Церковью.
Эти позитивные моменты как бы
предыстория самого единоверия, проходили на фоне
серьезных гонений XVII первой половины XVIII веков.
Ситуация значительно меняется лишь в
царствование Екатерины II. Выходит ряд
законов и указов, сведших на нет церковные
гонения и способствовавших становлению
старообрядчества. В этих условиях появляются
первые догматические труды, явившиеся
краеугольным камнем возникновения единоверия.
Это прежде всего «Увещание» митрополита
Платона, изданное в 1705 году и «Краткое
повествование» Никифора Феотоки,
изданное в 1781 году. Эти труды содержат глубокий
анализ богослужебной традиции Восточной Церкви.
В них утверждается, что единство Церкви
обеспечивается единством веры, единством
догматического учения, а обрядовые различия не
могут привести к разделению Церкви. Авторы
доказывают это примерами из истории Восточной
Церкви, в которой были периоды, когда в одной
Церкви, в одно время в разных регионах были
существенные обрядовые различия. Никифор
Феотока говорит, что попытки разделить
Церковь на основании обрядовых различий
встречались еще в древневизантийской Церкви и
приводит святоотеческие высказывания,
направленные против людей, осуществлявших эти
попытки.
Появление вышеуказанных трудов
привело к тому, что и в среде официальной Церкви,
и в среде староверов появились яркие
представители, работавшие на объединение Церкви.
Это прежде всего митрополиты Платон и Гавриил,
князь Потемкин, граф Румянцев,
а со стороны староверов Никодим
Стародубский, который первым, от лица
мощного стародубского согласия обратился в
Святейший Синод по вопросу о возможности
возвращения этого согласия в лоно Русской
Православной Церкви. К сожалению, ранняя смерть старца
Никодима в 1785 году не позволила завершить
начатое дело, и стародубские старообрядцы
получили своего священника значительно позднее.
В 1798 году выходит указ только что
вступившего на русский трон императора Павла
I, по которому любое старообрядческое
согласие могло добровольно возвратиться в лоно
Церкви на правах сохранения древлеправославного
чина. Данный указ привел к тому, что во многих
городах стали появляться такие общины: в Твери, в
Нижнем Новгороде, в Санкт-Петербурге.
Однако проблема заключалась в том, что
не было еще унифицированных правил, на основании
которых старообрядцы могли возвратиться в
Церковь. Отсутствие этих правил настораживало
многих старообрядцев: возвращаясь в лоно Русской
Церкви, они хотели, чтобы их внуки, правнуки и до
скончания веков молились по старому чину.
Возникают различные правила, кодексы, носившие
характер не неуважения к Церкви, а характер
охранительный. В итоге приняты были Церковью 16
правил московских старообрядцев с Рогожского
кладбища. 27 октября 1800 года император Павел I
написал на этих 16-ти правилах: «Быть по сему. В
Гатчине октября 27-го дня 1800 года. Император Павел
I». С этого момента и начинается официальная
история единоверия.
История единоверия складывалась,
конечно, непросто. Не во всех епархиях однозначно
положительно относились к данному указу. Был ряд
ограничений для единоверческих приходов,
которые мешали единоверию сыграть ту роль,
которую оно должно было сыграть объединение
РПЦ.
Дело в том, что по отдельным моментам
единоверческие приходы были как бы
дискриминированы. В частности, долгое время
существовали определенные препятствия для
перехода из обычных приходов в единоверческие.
Данные препятствия были отменены только в начале
ХХ века.
Далее, фактически весь синодальный
период клятвы Собора 1666-1667 годов не были
отменены, и как вы знаете, клятвы эти были
отменены не так давно, только на Соборе 1971 года,
где была дана оценка церковной реформе: оценена
она была по сути и по форме как проводимая
неудовлетворительно, не отвечающая интересам
РПЦ. Деятельность патриарха Никона была
фактически осуждена.
Далее, это вопрос об архиереях, для
единоверцев очень важный вопрос. Еще Никодим
Стародубский, когда пытался обратиться в
РПЦ, одно из первых требований его было, чтобы
Синод поставил архиерея, единоверческого
архиерея, который непосредственно подчинялся бы
Синоду. В течении всего синодального периода
данная потребность единоверцев не была
реализована, и архиереи единоверческие
появились только на Соборе 1918 года.
К нашей чести, к чести нашего прихода,
настоятель нашего храма Симеон Шлеев был одним
из первых избран единоверческим архиереем, он
стал епископом Симоном, но появление
единоверческих архиереев совпало с тяжелейшими
событиями в истории нашей страны, и вскоре в
течение десятилетия-двух они были
ликвидированы по различным соображениям власти.
В настоящее время вопрос об
единоверческом архиерее это открытый вопрос.
На конференции в Москве с участием Патриарха и
архиереев РПЦ владыка Кирилл обещал, что данный
вопрос будет поставлен в Святейшем Синоде на
рассмотрение.
К 60-м годам ХХ века единоверие почти
полностью замерло, приходов почти не осталось.
Наиболее крепкий приход, который оставался до
конца, не закрывался это приход в Малых
Мурашках под Нижним Новгородом, который до сего
дня и здравствует. Но надо отметить, что в 80-х—90-х
годах по стране снова стали открываться
единоверческие приходы. И это вселяет надежду.
Потому что единоверие является канонической
частью РПЦ. На одном из Соборов было сказано, что
наша Церковь имеет два крыла: одно крыло это
обычные приходы, как их называли в XV веке —
греко-российские приходы, и второе крыло это
единоверчество.
16-е правило митрополита Платона
говорит о том, чтобы единоверцы и
новообрядцы жили в любви, взаимном понимании,
чтобы не было взаимной хулы за обряды и традиции.
Это 16-е правило должно явиться для нас
основополагающим во всех наших отношениях, в
нашей жизни. Мы делаем общее дело для воссоздания
церковного единства в нашей стране. Очевидно, что
Царство, разделившееся само в себе, не устоит.
Многие проблемы нашей церковной жизни, а,
возможно, и политической жизни, связаны с до сих
пор присутствующим еще церковным разделением.
Единоверие служит тому, чтобы данная проблема
была решена».
Настоятель единоверческой общины о.Петр
Чубаров рассказал о современном положении
общины, существующей уже 10 лет. Никольский
единоверческий храм прекратил свою работу как
храм в начале 30-х годов ХХ века, а в 1937 году был
передан отделу НИИ Арктики и Антарктики, который
был преобразован в Музей Арктики и Антарктики
всего 2 года назад на волне борьбы общины за храм,
только для того, чтобы оставить за собой это
здание. Несмотря на то, что община выиграла три
последних арбитражных суда и общине отдана одна
восьмая храма правый придел, руководство музея
по-прежнему упорствует, заявляя: «Мы здесь были,
есть и будем. В крайнем случае, подымем курсантов
военных училищ и устроим побоище на паперти
храма». Сейчас вся община молится о том, чтобы
удалось без скандалов, мягко, в духе христианской
любви, войти в здание.
Для общины храм жизненно важный
вопрос. «Десять лет мы маемся, рассказывает о.Петр,
потому что мы служили при свечах,
электрического освящения нет, потолок два метра,
всенощное бдение 5-6 часов, в праздники еще
больше. Люди падают в обморок, причем здоровые,
крепкие парни не выдерживают этого воздуха и
очень трудно петь. Мы не совершаем таинств, у нас
нет Евхаристии, ибо негде поставить престол.
Часовня, в которой располагается община,
маленькая, всего 12 кв.м.
Крещение это уникальное явление,
когда мы выезжаем в Павлово-на-Неве и крестим
полным погружением по 15-20 человек и больше. Жизнь
у нас, конечно, тяжелая, и пока не будет предела,
нормальной полноценной единоверческой жизни у
нас в Санкт-Петербурге не будет».
Необходимо подчеркнуть, что в
настоящее время единоверческая община
Санкт-Петербурга находится, можно сказать, в
информационной блокаде. В немногих средствах
массовой информации, которые говорят об общине,
единоверцы выставляются как сектанты,
стремящиеся захватить православный храм. Возле
Смольного организуются пикеты, участники
которых протестуют против уничтожения музея
Арктики и Антарктики, говоря о том, что люди
должны знать об истории полярных исследований.
Так совершается мистификация общественного
мнения.
Участникам конференции было также
интересно узнать об удивительном человеке,
известном ученом-физиологе, блестящем
иконописце, большом знатоке древнерусского
церковного искусства, подвижнике единоверия Алексее
Алексеевиче Ухтомском, в тяжелые годы
гонения на Православную Церковь оставшимся
твердым исповедником веры и духовным
наставником осиротевшего после переворота 17
года прихода Никольской единоверческой церкви в
Санкт-Петербурге. Умер Алесей Алексеевич в
блокадном Ленинграде в августе 1942 года, сохранив
глубокую православную веру и преданное служение
единоверию, всей своей жизнью оправдав
собственный девиз: «У кого больше веры в
жизни, тот и побеждае«.
Алексей Алексеевич придавал большое
значение сохранению древлеправославной
богослужебно-церковной традиции, считая, что в
РПЦ должны быть храмы, в которых церковный чин
исполнялся бы во всей полноте, сберегая Русское
Православие от церковно-модернистского
разрушения. Такую роль выполняют единоверческие
приходы; в лоне РПЦ они несут охранительную
функцию. Также он внес большой вклад в сохранение
и распространение традиции древлеправославного
церковного знаменного пения.
Он тонко разбирался в церковной
богословско-певческой культуре и критически
относился к современному ее состоянию, сожалея о
том, что знаменное пение повсеместно на Руси
находится в упадке; с болью говорил о том, что
интерес к нему утрачен в большинстве храмов,
связывая это с искажением вкуса прихожан, в то же
время с благодарностью упоминая подвижников
староверия, а также некоторые монастыри правящей
Церкви Валаамский, Оптину пустынь, которые
сохранили вкус к знаменному пению, и оно не
исчезло на Руси и донесено до настоящего времени.
Также им был поднят вопрос о влиянии
церковного пения на духовно-душевное строение
верующих. Он полагал, что знаменное пение на
церковной службе в наибольшей степени
обеспечивает молитвенное состояние, внушает
людям те или иные чувства, построение воли, идеи
в тех случаях, когда простая логическая речь не
может передать их и внушить с достаточной силой и
ясностью.
Алексей Алексеевич стремился активно
поддерживать в русском обществе интерес к
возрождению знаменного пения, в частности,
выступая с докладами о знаменном пении на
единоверческих съездах, а в 1910 году опубликовал
статью о знаменном пении. Принимая участие в хоре
любителей знаменного пения при Никольской
единоверческой церкви, предостерегал членов
хора и руководителей от подводных камней,
стоящих на их пути. Советовал помнить, что пение
церковное есть пение в Церкви, и чуждые для
Церкви эффекты неуместны в церковном пении и
нельзя чувствовать себя на клиросе как на
концертной эстраде, ибо это ведет к разрушению
церковного чина. Предрекал о приходе в будущем
людей, которые будут понимать красоту знаменного
пения и с благодарностью вспомянут тех, кто
охранял его и соблюдал до новых времен.
О проблемах современного исполнения
знаменного пения говорил Сергей Зиновьевич
Чиж, председатель приходского совета
Анненского погоста из пос. Павлово-на-Неве
Ленинградской области.
Строго единогласное унисонное пение
защищал в начале века единоверческий ревнитель
церковного благолепия, священномученик Андрей
Ухтомский, следуя словам свт. Иоанна
Златоуста: «В Церкви должен быть всегда
слышен один голос, так как она есть одно тело».
Проблему мужских и женских голосов при
одновременном исполнении одинаковой мелодии,
образующих октаву, поможет решить богослужебный
устав, и в частности введенное в начале второго
века свщм. Игнатием Богоносцем антифонное пение.
«Целесообразно было бы разделиться на лики, хотя
и немногочисленные, не смешивая при этом мужские
и женские голоса. Ликостояние сохранится, даже
если будут служить всего два человека».
Обучение древлерусскому пению очень
сложный, длительный процесс, требующий большого
напряжения, усердия, терпения, а главное крепости
веры на пути подражания Ангелам, славословящим
Господа.
Уместнее наиболее сложные или
недоученные песнопения прочитывать, нежели
преподносить в искаженном виде. Таковый пример
нам подает Устав XV века преподобного Нила в
Сорской обители, где пропевалось небольшое
количество песнопений, а « ... за каждую кафизму
предлагалось по три-четыре чтения из Отцов, все
прочее читалось нараспев».
Такой практикой можно воспользоваться
на любом приходе на период становления
благообразного пения. Святоотеческие поучения,
которые нередко опускаются, в данном случае
следовало бы увеличить количественно. Это
позволит сохранить положенную
продолжительность службы во времени и будет
приносить огромную духовную пользу молящимся.
В настоящее время в Русском
Православии нет ни одного направления, которое
бы в такой мере могло способствовать братскому
примирению христиан, противостоять церковным
расколам, разделениям, лжеучениям, ересям.
Отрадно, что знаменное пение отчасти
возвращается в храмы, где служат по обрядам,
появившимся после реформ ХУП века и является
эталоном, связующим звеном в церковно-певческой
практике всех ответвлений РПЦ.
Прислушаемся к словам ревнителя
чистоты богослужения, создавшего еще в 60-ые годы
капитальные исследовательские труды о знаменном
пении, недооцененные современниками, протоиерея о.
Бориса Николаева: «Выдвигая знаменный
распев, как церковную основу нашего
богослужебного пения, мы должны указать прежде
всего на его полнейшее соответствие всем
требованиям Св.Писания и Отцов Церкви в
отношении церковно-богослужебного пения, на его
непосредственную связь со святоотеческим
Востоком, на его исключительную полноту и
совершенство по сравнению с прочими распевами.
Древность знаменного распева
подчеркивали все его исследователи, но древность
сама по себе еще ничего не говорит об истинности.
Мы имеем в виду древность священную, исходящую из
Божественного Источника, а не историческую
вообще. Поклонники старого готовы поклоняться в
нем без разбора всему и доброму, и плохому, а
поклонники нового также без разбора согласны
превозносить все новое, отвергая и порицая все
старое только потому, что оно старое; мы берем и в
старом, и в новом только доброе, святое,
спасительное и предпочитаем старое потому
только, что оно проверено опытом истории. Нет, не
придворная Византия Х века дорога нам: нам дорога
Византия святоотеческая. Если знаменный распев в
своей основе есть распев преподобных Ефрема
Сирина и Иоанна Дамаскина, преподобного
Романа Сладкопевца, святителей Мефодия
и Кирилла, учителей Словенских, он
дорог нам, как святыня, как идеал; если он русский
он близок нам, как голос нашей русской души. Но
в нем есть и то, и другое, поэтому он дорог нам
сугубо».
Учреждение и процветание Единоверия
имеет огромное значение в жизни Церкви и
одновременно налагает на нас большую
ответственность. Мы должны накапливать и бережно
сохранять все лучшее, что оставили нам наши
благочестивые предки со времен св.блгв.князя
Владимира-Крестителя и по сей день.
Не столь богат храм, сияющий позолотой,
как имеющий благоговейное чинное богослужение, о
котором вдохновенно вещали великокняжеские
посланцы в Царьград в конце Х века: « ... служба
весьма хороша и люди все стоят в благоговении,
пение же сладостно, такого мы никогда не слышали.
И объяла нас какая-то радость, и мы сами не
чувствовали себя и не знали на земле ли мы
находимся или на небе. И нет такой красоты и столь
превосходного благохваления по всей
поднебесной... «.
Единоверие это Царский путь, путь
созидания и сохранения духовных ценностей, путь
мученичества и исповедничества во имя великой и
спасительной цели.
Возрождающееся из пепла Русское
Православное Единоверие свидетельствует о
духовном пробуждении, которое возможно только в
лоне «Единой, Святой, Соборной, Апостольской
Церкви».
|