Тимур Новиков. «Белый лебедь. Король Людвиг II
Баварский»
Новая Академия Изящных Искусств
29 апреля 2002 года в московском Центре «ДОМ»
открылась выставка работ Тимура Новикова
«Белый лебедь. Король Людвиг II
Баварский». Выставка сопровождается показом
фильмов о жизни и свержении короля. На выставке
состоялась презентация новой книги А. Медведева
и Т. Новикова, посвященной последнему
европейскому королю-романтику.
Новая Академия Изящных Искусств выпустила
книгу Александра Медведева и Тимура Новикова
«Белый лебедь». Впервые на русском языке
наиболее полно и достоверно издана биография
баварского короля Людвига II (1845-1886).
Художник всей своей жизнью опровергает законы
притяжения обыденного, то есть пошлого и, по
большей части, остается не понятым
современниками. Это полностью относится к
трагической судьбе Людвига II,
последнего короля-романтика. Постепенно, сквозь
толщу наслоений клеветы, насмешек, намеренного
замалчивания фактов потомкам открывается
истинный смысл предназначения деятельной
личности короля-художника. Сегодня миллионы
людей ежегодно приезжают в Баварию, чтобы своими
глазами увидеть удивительные замки воздвигнутые
Людвигом; не меньшее число людей слушает
музыкальные сочинения Рихарда Вагнера, которые
появились благодаря материальной поддержке
баварского короля и вдохновению, вызванному в
душе Вагнера самим образом Людвига живым
воплощением Рыцаря-Лебедя, сказочного Лоэнгрина.
Такое же изумление от встречи с Людвигом ощутил и
русский композитор П.И. Чайковский. Вспоминая
вагнеровского «Лоэнгрина» и истории Клиндворта
о сказочном «лебедином» короле Людвиге
Баварском, Чайковский решил воспеть Лебединое
озеро (Schwansee). Так появился
первый русский национальный балет на
симфоническую музыку.
Авторы книги рассказывают о поразительной
способности Людвига вызывать творческую
активность у людей искусства поэтов, актеров,
художников и архитекторов. Но они также обращают
внимание читателей на ненависть, которую питали
недруги королевской власти к баварскому монарху:
впервые в «Белом лебеде» подвергается
обоснованному сомнению версия о самоубийстве
Людвига, причиной которого послужила якобы
душевная болезнь.
А. Медведев и Т. Новиков пишут, что возвышенное в
искусстве и жизни часто пугает людей сравнением
с их жалким существованием, не знающим идеалов.
Мир ограждает себя от безумцев, навевающих ему
золотой сон, и одним из таких ограждений является
некая теория о художнике, как о человеке «не от
мира сего», попросту сумасшедшем человеке.
Однако проходит время, пишут петербургские
авторы, и вопреки всем предсказаньям
самодовольных ученых, «расщепивших» душу
художника, творения рыцарей красоты, каким
явился миру Людвиг Баварский, «и поныне
устремляют к небесам свои башни», продолжая
оставаться для людей притягательной загадкой.
Во все времена в сердцах людей живет светлая
память о рыцарях чести, благочестивых монархах и,
несмотря ни на что, их образ остается чистым, как
бы ни пытались его очернить клеветники. Так было
с Николаем II, Павлом I, Петром III, так
было и с Людвигом II Баварским,
о котором написана книга «Белый лебедь».
Ludovici nomen cantantes sublime ferent ad sidera cycni...
Скачать текст книги в zip-архиве (99kb)
|