::  Новости  ::  Документы  ::  Теория  ::  Публикации  ::  Пресс-центр  ::  F.A.Q  :: 
Партия «Евразия»
Международное Евразийское Движение
Rambler's Top100
Пресс-центр
Коммюнике >>
Персоналии
Александр Дугин >>
Талгат Таджуддин >>
Поиск
Ссылки

Геополитика

Арктогея

Портал Евразия


Вторжение

Андрей Езеров

Творчество Натальи Макеевой

Мистерия бесконечности





Rambler's Top100

..
ВЕХИ ЕВРАЗИЙСТВА
  1. Классическое евразийство (обзор)
  2. Творчество Л. Н. Гумилева как развитие евразийской мысли
  3. Появление неоевразийства: историко-социальный контекст
  4. Этапы развития неоевразийской идеологии и побочные течения
  5. Основные философские положения неоевразийства

Этапы развития неоевразийской идеологии и побочные течения

1 этап (1985-90 гг.) «правое неоевразийство» в русле национал-консервативного течения.

Семинары в обществе охраны памятников, лекции в различных группах нарождающегося консервативно-патриотического движении. Сотрудничество с неомонархическими группами. Критика советской парадигмы за отсутствие в ней качественного духовного и национального элемента.

1989 г. первые публикации в журнале «Советская Литература» (А. Дугин «Конец пролетарской эры»), издание альманаха «Континент-Россия» (1989), статьи А. Дугина «Континент-Россия», «Подсознание Евразии». Выход в Италии книги A. Dughin «Continente Russia» (1989) в Испании A. Dughin «Rusia Misterio de Eurasia» (1990).

1990 г. 1-е издание «Кризис Современного Мира» Р. Генона c развернутыми комментариями А. Дугина и книги А. Дугина «Пути Абсолюта» с изложением основ традиционалистской философии.

В этот период неоевразийство носит «право-консервативный» характер, близкий к историческим традиционалистам, с элементами православно-монархическими, «почвенно-этническими», с жесткой критикой «левой» идеологии.

На этом этапе с Дугиным эту позицию разделяет Г. Джемаль, который позже откажется от «евразийства» в пользу «исламизма». С Гумилевым (последние годы жизни) и его последователями пересечений нет (показательно, что ученики и последователи Льва Гумилева сами себя «евразийцами» не называют).

2 этап (91-93гг.) неоевразийство сближается с «пост-коммунистическими коммунистами» (КПРФ, «Завтра»).

Оказавшиеся в сложном идеологическом положении коммунисты-консерваторы срочно ищут эрзац-идеологию. Зюганов сближается с Дугиным, Проханов транслирует идеи Дугина Зюганову. Так рождается «красно-белая» оппозиция (уничижительно названная «красно-коричневой»). Она становится вначале идейной платформой «Фронта Национального Спасения», потом ложится в основу программы КПРФ.

Происходит пересмотр «антикоммунизма», свойственного первому этапу неоевразийства. Переоценка «советского периода» в духе национал-большевиков и «левых евразийцев».

Серия статей в «Завтра», «Нашем Современнике», «Советской России». Первые публикации о геополитике (А. Дугин «Великая война континентов», 1992), сакральной географии, традиционализме, консервативной революции.

Приезд в Москву «новых правых» (А. де Бенуа, Р. Стойкерс, Ж. Тириар, К. Террачано, М. Баттара, К. Мутти и т.д.).

Г. Джемаль отходит от неоевразийства, делает серию исламистских русофобских заявлений.

Евразийство становится популярным в патриотической оппозиции и среди интеллигенции.

Основываясь на сходстве терминов – А. Сахаров тоже говорил о «Евразии», но не в политическом и геополитическом смысле, в чисто географическом (и никогда не обращался к «евразийству» как таковому, так как был убежденным «атлантистом») – ряд «демократов» пытаются выдвинуть проект «демократического евразийства» (Г. Попов, С. Станкевич, Л. Пономарев). Смысл в том, чтобы «не накалять противоречия между радикальным либерал-атлантизмом (Гайдар-Чубайс-Козырев) и радикальными патриотами («красно-коричневыми»)». В политике это дублируется «социал-демократической» фразеологией. С этой стороны к «демократическому евразийству» подходит Г. Шахназаров («Горбачев-фонд»). Серьезного теоретического развития эта линия не получает. Яркость оппозиционного патриотического евразийства слишком привлекательна с одной стороны, но одновременно не приемлема для режима.

Перед расстрелом «Белого Дома» в 1993 году Р. Хасбулатов и глава Конституционного Суда (Зорькин) говорят о своем «евразийстве» (в смысле Дугина-Проханова-Зюганова) в интервью газете «Завтра».

О своем евразийстве также говорят О. Лобов, О. Сосковец, С. Бабурин.

1992-93 выпуск первых 3 номеров «Элементы. Евразийское Обозрение».

Преподавание геополитики и основ евразийства в Высших учебных заведениях и многочисленных семинарах и лекциях. Многочисленные переводы, статьи, семинары.

3 этап (1994-1998гг.) теоретическое развитие неоевразийской ортодоксии

Публикация основных работ «Мистерии Евразии» (1996), «Конспирология»(1994), «Метафизика Благой Вести»(1996), «Основы Геополитики»(1997), «Консервативная революция»(1994), «Тамплиеры пролетариата»(1997), издание в издательстве «Аграф» Трубецкого, Вернадского, Алексеева, Савицкого (1995-1998 гг.).

Создание сайта «Арктогея» (1996) – www.arctogaia.com.

Наличие прямых и косвенных обращений «евразийству» в программных документах КПРФ, ЛДПР, НДР (т.е. левых, правых и центристов). Увеличение объема публикаций на тему «евразийства». Издание многочисленных евразийских сборников.

Критика «евразийства» со стороны русских националистов, православных фундаменталистов, и коммунистов-ортодоксов, а также либералов.

Появление «академического» смягченного неоевразийства (проф. А. С. Панарин) – с элементами просвещенческой парадигмы (отрицающейся в евразийской ортодоксии) – которое эволюционирует в сторону радикализации антизападных, антилиберальных, антиглобалистских позиций. Выпуск основных работа А. С. Панарина.

Появление «татарстанского евразийства» (Р. Хакимов). Эта разновидность «евразийства» представляет собой прикрытие для татарского национализма с русофобской подоплекой (Р. Хакимов идеолог ТОЦ. У Хакимова нет преемственности «евразийской классике» или «неовразийству», берется изолированно только один тезис: тюрки (мусульмане) – «замечательная раса», «незаслуженно униженная русскими». Эта косвенная русофобия сопровождается ориентацией на Запад и определенным «мягким сепаратизмом».

Открытие Университета им. Л. Гумилева в Астане.

В эти же годы в качестве крайне левого политико-молодежного проекта создание «НБП», выпуск молодежной газеты «Лимонка». В 1996-97 происходит резкая деградация НБП, переход от эстетико-интеллектуального течения в «политико-хулиганское». 1997 полный разрыв евразийцев с НБП, которая остается «национал-большевистской» номинально.

4 этап (1998-2001) Постепенное разотождествление неоевразийства с побочными политико-культурными и партийными явлениями, превращение в самостоятельное направление («Арктогея», «Новый Университет», «Вторжение») – вне КПРФ, оппозиции, крайних левых и правых движений.

Фундаментализация геополитической методологии.

Апология старообрядчества.

Переход на центристские позиции в политике, поддержка Примакова в бытность его премьером. Дугин становится советником спикера Госдумы Г. Н. Селезнева.

Издание евразийской брошюры «Наш Путь» (1998).

Издание «Евразийского Вторжения» как приложения к «Завтра», все большее расхождение с оппозицией и сближение с властью.

Теоретические исследования, разработки, «Русская Вещь» (2001), публикации в «Независимой Газете», «Московских Новостях», цикл программ на Радио 101 «Finis Mundi», цикл геополитических программа по неоевразийству и геополитике на радио «Свободная Россия» (1998-2000).

Провозглашение в Бишкеке ЕврАзЭС главами стран «таможенного союза».

Евразийские высказывания Президента В. В. Путина – «Россия – евраозиатская страна».

Попытки узурпировать «евразийскую» идеологию со стороны группы исламистов-ваххабитов (А.-В. Ниязов) Создание эфемерной «Евразийской партии России», многочисленные форумы «евразийского» толка Е. Малитиков, Ю. Бокань, В. Чкаусели.

Г. Джемаль формулирует критику «евразийства» с позиций радикального исламизма.

5 этап (2001-2002) Создание ОПОД «Евразия» на позициях «Радикального Центра», декларация о полной поддержке Президента РФ В.В. Путина (21 апреля 2001г.).

Вхождение в «Евразию» главы ЦДУМа, шейх-уль-ислама Талгата Таджуддина.

Выпуск «Евразийского Обозрения».

Появление еврейского неоевразийства (А. Эскин, А. Шмулевич, В. Букарский).

Конференция «Угроза ислама – угроза исламу?». Появление чеченского теоретика «исламского евразийства» Х.-А. Нухаева («Ведено или Вашингтон?», М., 2001)

Выход книг Э. Хара-Давана и Я. Бромберга 2002 г..

Процесс превращения ОПОД «Евразия» в партию 2002г. .

Теоретические материалы «Евразии» («Евразийство: от теории к практике», «Монголосфера», «Евразийская теория от ислама», «Евразийская экономика», «Евразийский взгляд», «Геополитика террора», «Материалы 6-го Всемирного Русского Народного Собора» и т.д.).



 ::  Новости  ::  Документы  ::  Теория  ::  Публикации  ::  Пресс-центр  ::  F.A.Q  ::