ВЕХИ ЕВРАЗИЙСТВА
- Классическое евразийство (обзор)
- Творчество Л. Н. Гумилева как развитие евразийской мысли
- Появление неоевразийства: историко-социальный контекст
- Этапы развития неоевразийской идеологии и побочные течения
- Основные философские положения неоевразийства
Этапы развития неоевразийской идеологии и побочные течения
1 этап (1985-90
гг.) «правое
неоевразийство» в русле
национал-консервативного течения.
Семинары в обществе
охраны памятников, лекции в различных группах
нарождающегося консервативно-патриотического
движении. Сотрудничество с неомонархическими
группами. Критика советской парадигмы за
отсутствие в ней качественного духовного и
национального элемента.
1989 г. первые публикации в журнале «Советская
Литература» (А. Дугин «Конец пролетарской эры»),
издание альманаха «Континент-Россия» (1989), статьи
А. Дугина «Континент-Россия», «Подсознание
Евразии». Выход в Италии книги A. Dughin
«Continente Russia» (1989) в
Испании A. Dughin «Rusia Misterio de Eurasia» (1990).
1990 г. 1-е издание
«Кризис Современного Мира» Р. Генона
c развернутыми
комментариями А. Дугина и книги А. Дугина «Пути
Абсолюта» с изложением основ традиционалистской
философии.
В этот период неоевразийство носит «право-консервативный»
характер, близкий к историческим
традиционалистам, с элементами
православно-монархическими,
«почвенно-этническими», с жесткой критикой
«левой» идеологии.
На этом этапе с Дугиным эту позицию разделяет Г.
Джемаль, который позже откажется от
«евразийства» в пользу «исламизма». С Гумилевым
(последние годы жизни) и его последователями
пересечений нет (показательно, что ученики и
последователи Льва Гумилева сами себя
«евразийцами» не называют).
2 этап (91-93гг.) неоевразийство
сближается с «пост-коммунистическими
коммунистами» (КПРФ, «Завтра»).
Оказавшиеся в сложном
идеологическом положении
коммунисты-консерваторы срочно ищут
эрзац-идеологию. Зюганов сближается с Дугиным,
Проханов транслирует идеи Дугина Зюганову. Так
рождается «красно-белая» оппозиция
(уничижительно названная «красно-коричневой»).
Она становится вначале идейной платформой
«Фронта Национального Спасения», потом ложится в
основу программы КПРФ.
Происходит пересмотр «антикоммунизма»,
свойственного первому этапу неоевразийства.
Переоценка «советского периода» в духе
национал-большевиков и «левых евразийцев».
Серия статей в «Завтра», «Нашем Современнике»,
«Советской России». Первые публикации о
геополитике (А. Дугин «Великая война
континентов», 1992), сакральной географии,
традиционализме, консервативной революции.
Приезд в Москву «новых правых» (А. де Бенуа, Р.
Стойкерс, Ж. Тириар, К. Террачано, М. Баттара, К.
Мутти и т.д.).
Г. Джемаль отходит от неоевразийства, делает
серию исламистских русофобских заявлений.
Евразийство становится популярным в
патриотической оппозиции и среди интеллигенции.
Основываясь на сходстве терминов А. Сахаров
тоже говорил о «Евразии», но не в политическом и
геополитическом смысле, в чисто географическом
(и никогда не обращался к «евразийству» как
таковому, так как был убежденным «атлантистом»)
ряд «демократов» пытаются выдвинуть проект
«демократического евразийства» (Г. Попов, С.
Станкевич, Л. Пономарев). Смысл в том, чтобы «не
накалять противоречия между радикальным
либерал-атлантизмом (Гайдар-Чубайс-Козырев) и
радикальными патриотами («красно-коричневыми»)».
В политике это дублируется
«социал-демократической» фразеологией. С этой
стороны к «демократическому евразийству»
подходит Г. Шахназаров («Горбачев-фонд»).
Серьезного теоретического развития эта линия не
получает. Яркость оппозиционного
патриотического евразийства слишком
привлекательна с одной стороны, но одновременно
не приемлема для режима.
Перед расстрелом «Белого Дома» в 1993 году Р. Хасбулатов
и глава Конституционного Суда (Зорькин) говорят о
своем «евразийстве» (в смысле
Дугина-Проханова-Зюганова) в интервью газете
«Завтра».
О своем евразийстве также говорят О. Лобов, О.
Сосковец, С. Бабурин.
1992-93 выпуск первых 3 номеров «Элементы.
Евразийское Обозрение».
Преподавание геополитики и основ евразийства в
Высших учебных заведениях и многочисленных
семинарах и лекциях. Многочисленные переводы,
статьи, семинары.
3 этап (1994-1998гг.) теоретическое
развитие неоевразийской ортодоксии
Публикация основных
работ «Мистерии Евразии» (1996),
«Конспирология»(1994), «Метафизика Благой
Вести»(1996), «Основы Геополитики»(1997),
«Консервативная революция»(1994), «Тамплиеры
пролетариата»(1997), издание в издательстве
«Аграф» Трубецкого, Вернадского, Алексеева,
Савицкого (1995-1998 гг.).
Создание сайта «Арктогея» (1996) www.arctogaia.com.
Наличие прямых и
косвенных обращений «евразийству» в программных
документах КПРФ, ЛДПР, НДР (т.е. левых, правых и
центристов). Увеличение объема публикаций на
тему «евразийства». Издание многочисленных
евразийских сборников.
Критика «евразийства» со стороны русских
националистов, православных фундаменталистов, и
коммунистов-ортодоксов, а также либералов.
Появление «академического» смягченного
неоевразийства (проф. А. С. Панарин) с элементами
просвещенческой парадигмы (отрицающейся в
евразийской ортодоксии) которое эволюционирует
в сторону радикализации антизападных,
антилиберальных, антиглобалистских позиций.
Выпуск основных работа А. С. Панарина.
Появление «татарстанского евразийства» (Р. Хакимов). Эта разновидность «евразийства»
представляет собой прикрытие для татарского
национализма с русофобской подоплекой (Р.
Хакимов идеолог ТОЦ. У Хакимова нет
преемственности «евразийской классике» или
«неовразийству», берется изолированно только
один тезис: тюрки (мусульмане) «замечательная
раса», «незаслуженно униженная русскими». Эта
косвенная русофобия сопровождается ориентацией
на Запад и определенным «мягким сепаратизмом».
Открытие Университета им. Л. Гумилева в Астане.
В эти же годы в качестве крайне левого
политико-молодежного проекта создание «НБП»,
выпуск молодежной газеты «Лимонка». В 1996-97
происходит резкая деградация НБП, переход от
эстетико-интеллектуального течения в
«политико-хулиганское». 1997 полный разрыв
евразийцев с НБП, которая остается
«национал-большевистской» номинально.
4 этап (1998-2001) Постепенное
разотождествление неоевразийства с побочными
политико-культурными и партийными явлениями,
превращение в самостоятельное направление
(«Арктогея», «Новый Университет», «Вторжение»)
вне КПРФ, оппозиции, крайних левых и правых
движений.
Фундаментализация
геополитической методологии.
Апология старообрядчества.
Переход на центристские позиции в политике,
поддержка Примакова в бытность его премьером.
Дугин становится советником спикера Госдумы Г. Н. Селезнева.
Издание евразийской брошюры «Наш Путь» (1998).
Издание «Евразийского Вторжения» как
приложения к «Завтра», все большее расхождение с
оппозицией и сближение с властью.
Теоретические исследования, разработки,
«Русская Вещь» (2001), публикации в «Независимой
Газете», «Московских Новостях», цикл программ на
Радио 101 «Finis Mundi», цикл геополитических программа по
неоевразийству и геополитике на радио
«Свободная Россия» (1998-2000).
Провозглашение в Бишкеке ЕврАзЭС главами стран
«таможенного союза».
Евразийские высказывания Президента В. В. Путина «Россия евраозиатская страна».
Попытки узурпировать «евразийскую» идеологию
со стороны группы исламистов-ваххабитов (А.-В.
Ниязов) Создание эфемерной «Евразийской партии
России», многочисленные форумы «евразийского»
толка Е. Малитиков, Ю. Бокань, В. Чкаусели.
Г. Джемаль формулирует критику «евразийства» с
позиций радикального исламизма.
5 этап (2001-2002) Создание ОПОД
«Евразия» на позициях «Радикального Центра»,
декларация о полной поддержке Президента РФ В.В.
Путина (21 апреля 2001г.).
Вхождение в «Евразию»
главы ЦДУМа, шейх-уль-ислама Талгата Таджуддина.
Выпуск «Евразийского Обозрения».
Появление еврейского неоевразийства (А. Эскин,
А. Шмулевич, В. Букарский).
Конференция «Угроза ислама угроза исламу?».
Появление чеченского теоретика «исламского
евразийства» Х.-А. Нухаева («Ведено или
Вашингтон?», М., 2001)
Выход книг Э. Хара-Давана и Я. Бромберга 2002 г..
Процесс превращения ОПОД «Евразия» в партию
2002г. .
Теоретические материалы «Евразии»
(«Евразийство: от теории к практике»,
«Монголосфера», «Евразийская теория от ислама»,
«Евразийская экономика», «Евразийский взгляд»,
«Геополитика террора», «Материалы 6-го
Всемирного Русского Народного Собора» и т.д.).
|